Творческая мастерская «Мастера красноречия»

Руководитель

Екатерина Валерьевна ФИРСОВА

 

Цель и задачи работы творческой студии:

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений.

По определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

  • Навык отбора литературы
  • Навык изучения отобранной литературы
  • Навык составления; плана речи
  • Навык написания текста речи
  • Навык самообладания при выступлении перед аудиторией
  • Навык ориентации во времени

Из приобретенных навыков складывается умение оратора. Он должен уметь:

  • Самостоятельно подготовить выступление
  • Доходчиво и убедительно излагать материал
  • Отвечать на вопросы слушателей
  • Устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией
  • Применять технические средства, наглядные пособия и пр.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение с аудиторией может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет тексты речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории: оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное, для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким рбр.азом, стат^ь хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего ‘зависит от индивидуальных особенностей (дикция, артикуляция, темп и скорость речи, скорость мышления, контроль эмоций, физиологических особенностей — осанка, жестикуляция, способ дыхания); складывается из многих знаний, умений, навыков. Чтобы приобрести их и преодолеть недостатки в индивидуальных особенностях (или превратить недостатки в «изюминки» выступления), нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Результаты и достижения участников Творческой студии «Мастера красноречия».

Оратор ( от лат. «огаге») — говорить.

Толковый словарь В. И. Даля оратор — краснослов, речистый человек, мастер говорить.

В современном русском литературном -языке слово оратор многозначно. Его значение таково:

  • Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
  • Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании.
  • Человек красноречивый, обладающий даром Произносить речи.

В современной литературе по ораторскому искусству выделяются разные типы ораторов: те, для которых основное средство ораторского, искусства — логика рассуждений, и ^ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И.II. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности — художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторов, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает — эмоциональная или логическая.

 

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логично, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботится о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно и неэмоционально.

Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение. Речь оратора должна быть направлена на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т.д.

Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Формы обучения.

  • Упражнения ( постановка дыхания, посыл звука, тон. тембр, темп речи, артикуляция, логика ударений, координация жеста и слова, скороговорки)
  • Диспуты и дискуссии,
  • Ролевые и коллективные игры (язык жестов, мимика, поза, походка, имидж),
  • Литературные и поэтические чтения (авторские этюды и этюды собственного сочинения),
  • Споры и дебаты,
  • Музыкальные и поэтические эксперименты,
  • Малые (в своей группе) и публичные (перед аудиторией) выступления.